Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257-1270 годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280-1330 годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане.
К благородному делу подключились даже... парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: да, можно, но при условии, что это останется в тайне. Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский соврешил в соборе торжественную службу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни. Собор Парижской Богоматери представляет собой пятинефную базилику. Его длина составляет 130 метров, высота башен - 69 метров.
[caption id="attachment_5467" align="aligncenter" width="700"]

Собор одновременно может вместить девять тысяч человек. Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы. Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений средневековья. Они объединены одним общим замыслом: изобразить историю христианства от грехопадения до Страшного суда. Значительная часть скульптур собора Парижской Богоматери, включая все двадцать восемь статуй галереи Королей, является копиями XIX века: оригиналы разбиты в годы французской революции. Из каменного убранства фасадов Нотр-Дам-де-Пари интересны знаменитые статуи "Garguille", установленные на верхней площадке собора у подножия башен.
Гаргуи, ничего общего с химерами , разрушенные от времени, были восстановлены в 1850-1860-х годах скулптором Виоле ле Дюком. Этих страшных, фантастических существ средневековые авторы наделили внутренней психологией - это производит на зрителей сильное, жутковатое впечатление.Как говорится, по одежке встречают....Вот уже 600 лет охраняют сон парижан...Своим мм..несколько необычным видом, были призваны отпугивать злых духов и всякую нечесть от города. В интерьере собора доминирует серый цвет камня, из которого сложены стены и своды храма. От этого сразу возникает ощущение мрачноватости, холодности. Раньше в соборе было еще темнее, и пришлось пробивать новые окна в боковых стенах, так как центральный неф освещался очень плохо. Его высокие стрельчатые своды поднимаются в почти бесконечную вышину.
Высота центрального нефа собора Парижской Богоматери составляет 35 метров, и в сочетании со сравнительно небольшой шириной и чрезвычайной легкостью конструкции свода это создает чувство высоты и величия.Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам-де Пари нет настенной живописи, и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков. Эта игра света смягчает однотонность постройки и придает интерьеру собора феерическую роскошь и вместе с тем таинственность. На след.страницу Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами.
На окнах хора изображены сцены из земной жизни Спасителя, на витражах боковых стен - фрагменты из житий святых. Витражи высоких окон центрального нефа изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни Девы Марии. А витражи огромного, диаметром 13 метров, окна-розы включают в себя около восьмидесяти сцен из Ветхого завета.К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции.
Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман "Собор Парижской Богоматери", храму уже угрожало полное разрушение. В 1841-1864 годах была произведена капитальная реставрация собора. В эти же годы были сломаны постройки, примыкавшие к собору, а перед его фасадом образована существующая ныне площадь.В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. В 1239 году святыня была доставлена в Париж. Король Людовик распорядился поместить венец в специально построенную часовню, в которой он находился до эпохи французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных "свободой, равенством и братством", разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.
Огромное количество легенд связано с парижскими соборами и, прежде всего с собором Нотр Дам. Приверженцы эзотерических учений утверждают, что архитектура и символика собора Нотр Дам это своего рода зашифрованный свод оккультных учений - именно в этом смысле Виктор Гюго говорил о Нотр Даме как о "наиболее удовлетворительном кратком справочнике оккультизма". Начиная с 17 века различные исследователи - Гобино де Монлюизан и Камбриэль - и уже в нашем веке - Фульканелли и Амбелен с большей или меньшей убедительностью раскрывали тайный смысл символики Нотр Дама. Фульканелли, написавший знаменитую книгу "Загадки соборов" - уже стал авторитетом в этой области - (в нескольких фильмах ужасов, действие которых проходит в оскверненных соборах - где появляется нечистая сила - имеются обязательные ссылки на Фульканелли). Прежде всего, говорят, что средневековые алхимики закодировали в геометрии Нотр Дама секрет философского камня. Фульканелли видел немало алхимических символов в архитектурной отделке собора. В частности он писал: "Если, подталкиваемые любопытством, или просто ради праздной прогулки погожим летним днем вы поднимитесь по витой лестнице, ведущей к верхним этажам собора - пройдитесь затем неторопливо по узкому проходу галереи второго яруса. Дойдя до угла образуемого колонной северного свода, вы увидите посередине вереницы химер удивительный барельеф старца, высеченный из камня. Это он - Алхимик Нотор Дама" - пишет Фульканелли.
Интересно также толкование символики центрального (западного) круглого витража на фронтоне собора - такие круглые витражи иногда называют "розеткой" Зодиакальные знаки этого витража, а также символы Зодиака высеченные из камня на центральном портике с фигурой Девы Марии обычно толкуют как символ годичного цикла. Однако зодиакальный цикл, изображенный на большом круглом витраже начинается не со знака Тельца, как это принято в западной астрологической традиции, а со знака рыб, соответствующего началу индуистского астрологического цикла.
Согласно греческой традиции знаку рыб соответствует планета Венера. Другой астрологический символ - лунарный цикл воспроизводит так называемая галерея царей, 28 скульптурных фигур изображают, как считается царей Иудейских, но по библии, их было 18 или 19 - тогда как лунный месяц имеет 28 дней - что вы на это скажете? И наконец, еще одна легенда - о дьяволе-кузнеце. Створки ворот Нотр Дама украшены замечательным узором из кованого железа со столь же удивительными железными замками. Выковать их было поручено некому кузнецу по имени Бискорне. Когда кузнец услышал, что ему нужно будет выковать фигурные замки и узоры для ворот самого красивого собора Парижа, - струхнул не на шутку. Подумав, что ему никогда с этим не справится, он попытался призвать в помощь дьявола. На следующий день, когда канонник Нотр Дама пришел поглядеть на работу - он застал кузнеца без чувств, но в кузнице взору его явился настоящий шедевр : фигурные замки, накладные кованые узоры, представлявшие собой ажурные переплетающиеся листья - словом, канонник остался доволен. В день, когда отделка ворот была закончена, а замки врезаны - ворота было невозможно открыть! пришлось окроплять их святой водой.
В 1724 году историк Парижа Анри Соваль уже высказывал некоторые мысли относительно загадочности происхождения узоров на воротах Нотр Дама. Никто не знал, как они были сделаны - то ли это было литье, то ли они были выкованы - Бискорне - оставался нем, секрет был утерян с его смертью, и Соваль добавляет: "Бискорне, уязвленный угрызениями совести, погрустнел, стал молчалив и в скором времени умер. Тайну свой он унес с собой, так и не раскрыв его - или из опасений, что секрет будет украден, или же опасаясь, что, в конце концов, выяснится, что никто не видел, как он ковал ворота Нотр Дама На след.страницу Гвозди Святого Креста В Нотр Даме хранится гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Крестных гвоздей существует четыре : два хранятся в Италии, и два во Франции - один в Нотр Даме и другой в соборе города Карпантра. Хотя как относительно числа гвоздей (три или четыре) ведутся споры.
Ведутся споры и о подлинности реликвий : всего в мире насчитывается 30 подобных гвоздей. Римская церковь Санта Кроче также оспаривает подлинность французских реликвий, и в частности, - из собора Св. Сиффрена (Зигфрида) из Карпантра. Именно этот гвоздь из собора Карпантра овеян многочисленными легендами. Во-первых, этот гвоздь вовсе не гвоздь, а удила (элемент упряжи). Почему удила : согласно легенде, один из гвоздей (а по другим версиям - три), которыми был распят Иисус Христос, был обнаружен в Иерусалиме матерью византийского императора Константина - Еленой.
Из этого гвоздя она приказала сделать удила для лошади Константина, чтобы оберегать его на поле боя. По прошествии веков эти самые удила оказались в соборе Карпантра. Но называют их все же иногда и гвоздем - Святым гвоздем - потому что гвоздь этот совершил по преданиям множество чудес. Во время эпидемий чумы жители Карпантра использовали его как талисман - прикосновение к гвоздю исцеляло больных и одержимых. Факты чудесных исцелений официально признаны Ватиканом. И самое главное чудо - гвоздь из собора в Карапнтра за почти два тысячелетия существования не заржавел - говорят, что его пытались позолотить, но позолота отставала.
Существует мнение, что эти удила на самом деле не имеют отношения к крестным мукам Христа - и что на самом деле они были изготовлены здесь же, на месте, древними галлами. Но так этот или нет - неизвестно. В любом случае - металл, из которого изготовлены удила из собора Карпантра не окисляется самым чудесным образом - тогда как с гвоздем из Нотр Дама никаких чудесных историй или легенд о чудесных исцелениях не связано - более того нотр-дамский гвоздь - ржавый.
Строительство Собора Нотр Дам длилось 170 лет
- 1163-1182: выстроены хоры
- 1185-1196 : отстроен неф
- 1208-1225 : строительство западного фасада и оснований башен
- 1240 : строятся южная башня и
- 1245 : северная
- 1250 : закончено строительство обеих башен
- 1250 и 1267 закончены фронтон
- 1235-1250 : строительство часовен нефа
- 1296-1330 : строительство остальных часовен и витражи
Комментариев нет:
Отправить комментарий