После окончания войны Жан Маре много снимается в кино. Пьер Бийон снимает фильм "Рюи Блаз" по мотивам драмы Виктора Гюго, в адаптации Жана Кокто. В фильме Жан исполнял две роли: дон Сезара де Базана, главаря разбойников и застенчивого студента Рюи Блаза, ставшего фаворитом испанской королевы. Жан С Доминик Бланше
сам исполнял все трюки. Хотя режиссер не хотел, чтобы он рисковал. Во время съемок, Жан чуть не утонул. Нужно было переплыть поток, чтобы нарвать любимые голубые цветы королевы. Он оказался в водяном смерче, зажатым в расщелине между скалами вниз головой. Посылая ко всем чертям весь технический персонал, он еле смог выбраться на берег, пока его наконец заметили, в конец обессилившего. Фильм "Рюи Блаз" положил начало фильмам "плаща и шпаги", в которых Жан Маре снимался до старости. Но "Рюи Блаз" был снят в эпоху итальянского неорелизма и публика не приняла его. Затем Жан Маре вновь снимается в фильме Жана Деллануа, на этот раз - "Тайна Майерлинга" (Le Secret de Mayerling) о последней любви кронпринца Рудольфа Габсбурга. На съемках Жан встретился с Доминик Бланше, которая играла роль Мари, возлюбленной принца. Жан был очарован ее обаянием и чистотой. Они подружились. Несмотря на разницу в возрасте, друзья поговаривали о свадьбе. Газеты ухватились за эту сенсацию. Но Жан ответил на это: "Я слишком люблю Доминик, чтобы желать ей такого мужа, как я". А Жан Деланнуа горел желанием снять еще один фильм для Жана Маре. Он каждый день приходил домой к Кокто и Маре, и просил Кокто написать сценарий фильма, но тот отказывался. Тогда Деланнуа обратился к Невё и тот написал сценарий на свой собственный сюжет под названием "Глазами памяти" (Aux yeux du souvenir). Жан снялся в этом фильме с Мишель Морган - единственной женщиной, по его словам, которую он смог бы по-настоящему полюбить. Но она только что познакомилась с Анри Видалем, страстно его полюбила и стала его женой. Спустя несколько лет, Жан снимется в главной роли в еще одной картине вместе с Мишель Морган "Стеклянный замок" (Le Château de verre), режиссера Рене Клемана. А его дружба с Мишель Морган продлится до самой его смерти. На след.страницу Наконец, Жан Кокто приступает к съемкам "Ужасных родителей" (Les Parents terribles). Он оставляет пьесу целиком, как она есть, в замкнутом пространстве. В последней сцене Жан Маре - Мишель, и Жозетт Дей - Мадлен стояли около кровати только что умершей матери Мишеля, Ивон-Софи, которую исполняла Ивонн де Бре, камера отъезжала по рельсам и охватывала Габриэль Дорзиа и Марсель Андре (Жорж). Затем на экране появлялось слово "Конец". После окончания съемок декорации разобрали, но после проявки пленки оказалось, что сцена снята с браком - рельсы были плохо закреплены и камера шла неровно. Все были в растерянности, тогда Кокто предложил записать его текст за кадром: "И кибитка продолжает свой путь". Затем, Кокто перенес на киноэкран свой спектакль "Двухглавый орел" (L'Aigle à deux têtes). Во время последней сцены - падения Станисласа, героя Жана Маре, с лестницы, все страховщики собрались вместе. Кокто сказал ему: "Когда упадешь, постарайся не двигаться, пока я не скажу "стоп". Он забыл сказать "стоп". Упав с лестницы, Жан долго не двигался, все замерли, решив, что он разбился. Но на нем не было ни одного синяка. Когда его любимая собака, Мулук, которая снималась в вместе с ним в "Вечном возвращении", заболела, Жан решил купить дом с садом, где Мулук мог бы гулять. Он нашел подходящий участок в Марн-ля-кокет. Но собака умерла прежде, чем работы в доме были закончены. Жан был потрясен. Жан Кокто пишет новый сценарий к фильму "Орфей". Роль Орфея предложил Жану. На роль Эртебиза Жан Маре предложил Жерара Филиппа, но тот отказался. Эртебиза сыграл Франсуа Перье. На роль принцессы Смерти вначале планировалась Грета Гарбо, потом Марлен Дитрих, наконец была утверждена Мария Казарес. Все члены съемочной группы восхищались режиссерскими находками Кокто, он по-новому использовал технические приемы. Он строил некоторые декорации так, что стены домов стали полом, а пол стеной, что придавало походке актеров необычность. Кокто придумал множество трюков для зеркал, через которые проходит Смерть со своими спутниками. Например, зеркало, в которое должны были погружаться руки Орфея изображал тазик со ртутью. Собственный дом Жана Маре в Марн-ля-Кокетт В 50-х Жан много снимался, приблизительно по 3-4 фильма в год, и всегда в главных ролях. Он снимался у Ива Аллегре "Чудеса случаются только раз" (Miracles n'ont lieu qu'une fois). Главную женскую роль исполняла Алида Валли, красивая женщина и прекрасная актриса, хороший друг Жана до того, как они снимали сцену поцелуя в открытой машине. После этого, Алида стала очень холодна с ним. Оказалось, что она была влюблена в него. В "Комеди Франсез" Жан Маре вновь ставил "Британник", где он выступал одновременно, как актер, режиссер и декоратор. Жан Маре снимается в роли отца юного дирижера Роберто Бенци в фильме "Призыв судьбы". Он согласился участвовать в этом фильме в надежде на то, что теперь его будут приглашать не только на роли героев-любовников. На съемках фильма "Дортуар для старшеклассниц" (Dortoir des grandes) режиссера Анри Декоина Жан Маре познакомился с Жанной Моро, которая играла там эпизодическую роль. Он был восхищен ее талантом и внешностью, и решил поставить для нее ту пьесу, в которой она могла бы сыграть ту роль, о которой мечтает - роль Элизы в "Пигмаллионе". Альбер Виллемец предложил Жану стать его компаньоном в театре и Жан Маре стал художественным руководителем в его театре "Буфф-Паризьен". До "Пигмаллиона" Жан Маре предложил Жанне сыграть Сфинкса в пьесе Кокто "Адская машина". Также Жан пригласил в спектакль Эльвиру Попеско на роль, которая была написана специально для нее. Жан Маре осуществил режиссуру, пьеса шла с успехом восемьдесят раз. Затем, Жану Маре предложили роль в комедии Марка Аллегре "Жульетта" по книге Луизы де Вильморен. Ему очень понравилась книга и он с радостью согласился. Но сценарий его разочаровал и он решил отказаться от роли. Марк Аллегре спросил Жана о причине отказа и тот ответил, что в отличии от книги, в сценарии выхолощено все смешное. В конце концов Жан решает обратиться к молодому журналисту Роже Вадиму - другу Марка Аллегре. Долго не могли найти актрису на главную роль. Неожиданно в ресторане Жан увидел девушку, внешность которой, в точности соответствовала героине фильма, которая должна была одновременно обладать чистотой и сексапильностью. Но оказалось, что эта девушка - жена Роже Вадима, и он отказался снимать жену в этом фильме. Девушку звали Бриджит Бардо и Жан Маре снялся с ней потом в другом фильме Марка Аллегре "Будущие звезды" (1955). Марк Аллегре долго уговаривал Жана играть в этом фильме, но он поначалу отказывался, потому что должен был заниматься декорациями и играть главную роль в спектакле "Пигмалион", в котором Элизой должна быть Жанна Моро. Кроме этого, Жану предложили осуществить режиссуру спектакля, но из-за нехватки времени он поначалу выбрал Жана Валла в качестве режиссера. Но Жанна Моро отказалсь работать под его руководством и призналась, что хочет в качестве режиссера видеть самого Маре. Он не мог отказаться. Он осуществляет режиссуру спектакля, занимается подготовкой декораций, примеркой костюмов, и одновременно репетирует роль доктора Хиггинса в "Будущих звездах", он спал два часа в сутки, но одержал победу. "Пигмалион" пользовался огромным успехом - каждый день они играли с аншлагом. Жанну Моро ждал настоящий успех. Тем более, что Жан строил все мизансцены в ее пользу, а не в свою. Он хотел, чтобы Жанна стала настоящей звездой. На след.страницу В 1957-м году Жан снимается у Лукино Висконти в Италии, в фильме "Белые ночи"(Le Notti bianche) по Ф.Достоевскому. Висконти видел в роли Тенана только Маре, но не смел предложить ему небольшую роль. Но Жан с радостью согласился играть. На съемках он получает письмо от своего друга Жоржа, который мечтает поставить балет. Жорж просит изложить письменно сюжет "Ученика факира", который Жан посоветовал ему поставить. Жан описывает сюжет, приложив поясняющие его тексты песен, и делает пометку, что это всего лишь наброски и нужен талантливый человек, который бы написал сценарий. Возвратившись в Париж, Жан узнает, что Жорж не стал никуда обращаться за сценарием и решил оставить те наброски, который составил Жан. Музыку к балету должен написать американский музыкант Джефф Дэвис. Жан снова уезжает на съемки, теперь в Югославию, и уже там получает еще одно письмо от Жоржа с просьбой нарисовать эскизы костюмов. Постепенно весь спектакль оказался на Жане Маре, поскольку также его попросили быть режиссером. Он потерял на этом кучу денег, несмотря на то, что спектакль пользовался большим успехом и шел при полном зале. Спектакль продлился два месяца и получил благоприятные отзывы иностранной критики - "Х/ф "Орфей", 1949 американской, немецкой, английской. Затем предстояла еще одна встреча с великим Висконти. Театр "Амбассадёр" предложил Жану Маре пьесу Уильяма Гибсона "Двое на качелях". Луиза Вильморен сделала фарнцузский вариант. Поскольку в пьесе всего два персонажа, Маре отказался от режиссуры спекталя и попросил Лукино Вискоти поставить этот спектакль. Женскую роль исполняла Анни Жирардо. Спектакль имел большой успех на премьере, но потом билеты стали плохо продаваться, хотя благодаря Жирардо все уладилось. Жан Маре восхищался руководством Висконти и работой Жирардо. Он отмечал, что Анни была очень точной, всегда следовала режиссерским указаниям и никогда не пыталась выиграть за счет своего партнера. Несмотря на успех пьесы, у Маре был трудности и в личной жизни, и в финансах. Тяжело заболел брат Анри и он перевез его в свой дом. Жорж, с которым Маре прожил десять лет, покинул его. Неожиданно он получил письмо из Шербура, из которого узнал с удивлением, что его отец, которого он совершенно нет знал, тяжело болен. Жан несколько раз ездил в свой родной Шербур для встречи с отцом. Очень скоро отец умер. А через короткое время умирает и брат Анри. Через месяц после этих событий с Жаном захотел встретиться один журналист. При встречи этот журналист признается ему, что он - его двоюродный брат, он был сыном ненастоящего дяди Жана - Эжена Удая. Эжен обожал мать Жана, и она любила его. Он хотел развестить и жениться на ней. На следующий день Жан рассказал матери эту историю. И она прямо ответила ему, что он - сын Эжена Удая. Альфред Маре, которого Жан считал своим отцом, не мог иметь детей. В 1963 году Жан Маре приезжает в Советский Союз, на III Московский кинофестиваль для участия в составе жюри, председателем которого был Григорий Чухрай. Когда началось обсуждение, Жан Маре первым предложил дать Гран-при фильму Федерико Феллини "8 1/2", что в конце концов и было сделано. После очередной пресс-конференции в гостинице "Москва" на 12-м этаже, один журналист попросил Маре сфотографироваться на фоне кремлевских звезд на балконе гостиницы. 50-летний Жан Маре с легкостью вскочил на ограждение балкона и выпрямился во весь рост, чтобы в кадр попала одна из звезд Кремля. (Прим.автора. Кстати, я видела этот снимок, перепечатанный потом в "Известиях"). В конце 50-х началось сотрудничество Жана Маре и Андре Юнебеля. Юнебель снял подряд в общей сложности семь фильмов с Жаном Маре, который играл в них главные роли: "Капитан", самую знаменитую киноверсию романа Поля Феваля "Горбун", "Чудо волков" (в нашем прокате "Тайны Бургундского двора"), "Парижские тайны", а также трилогию о знаменитом преступнике - Фантомасе, где Жан Маре выступал в паре с Луи де Фюнесом. Фильмов о Фантомасе должно быть пять, но было снято только три фильма, видимо, из-за того, что Жан Маре стал ненавидеть этот фильм и свою роль, которая со временем стала просто визитной карточкой Маре. Он соглашается на эти роли из-за денег, потому что его денежные дела были плохи, и из-за трюков, которые ему нужно было исполнять в фильмах. В частности, в фильме "Капитан" 46-летний Маре выполнял потрясающий трюк - без страховки взбирался по почти отвесной стене замка с помощью кинжалов, а затем по веревке. В фильме "Парижские тайны" он сам переставлял тяжелую карету, которая по сюжету придавила случайного прохожего. И везде он эффектно дрался на шпагах, мечах, скакал на лошади, великолепно держась в седле. На след.страницу В начале 60-х Жан Маре усыновил мальчика-цыгана, Сержа. Когда он снимался в "Железной маске" у его друга Клода Карлиеса, организатора поединков в фильмах Маре, у него не хватало каскадеров, и он взял Сержа. Маре помог освободить Сержа от обвинения в дезертирстве, устроил так, чтобы он брал уроки пения. Вскоре Маре знакомится с очаровательной женщиной и композитором, Жаниной Бертий, и она согласилась написать музыку к стихам, которые Кокто написал для Маре, чтобы их спел Серж для пластинки. Но Серж нашел эти песни старомодными и тогда сам Маре записал пластинку с продюсером и композитором Эдди Баркли. После смерти экономки матери, Маре перевозит мать к себе в дом. И все чаще он ловит себя на мысли, что больше не любит мать. Она постепенно теряет рассудок. 11 октября 63-го года умирает от отека легкого его "непостижимый" Жан Кокто, учитель, второй отец, самый любимый человек. По признанию Маре, это была самая тяжелая минута его жизни. А на следующий год, 15 сентября умирает мать. Жан Маре и Хорхе Донн в спектакле Мориса Бежара "Ангел Эртебиз" (1972) После смерти Кокто Маре занялся постановкой его последней пьесы - "Ученик дьявола". Сначала Эльвира Попеску согласилась быть продюсером пьесы. Для декораций она посоветовала использовать вращающуюся сцену. Маре занимался декорациями и костюмами. Но Эльвира неожиданно продает свой театр "Театр де Пари", а новый директор наотрез оказался ставить пьесу Кокто. Маре мечтал дать возможность Мишель Морган дебютировать в театре. Он считал, что она была бы великолепна в роли Джудит Андерсон - героине "Ученика дьявола". Но в то время она не была готова выступать на сцене. Но несмотря на неудачи, Маре был доволен постановкой, декорациями, костюмами, но спектакль не имел ожидаемого успеха. Маре ставит спектакль по пьесе Кокто "Царь Эдип" и сам играет в нем. В 1972 году играет роль Поэта в спектакле Мориса Бежара "Памяти Жана Кокто. Ангел Эртебиз" (L'ange Heurtebise). Ставит "Ужасных родителей" на сцене, где играет роль отца Мишеля, играет в "Милом лжеце", где его партнершей была Эдвиж Ферье, читает со сцены стихи Кокто. В кино ролей все меньше и меньше. На телевидении он играет главную роль в минисериале "Жозеф Бальзамо", Жоржа, отца Мишеля в "Ужасных родителях". Большую радость он испытал от работы с Жаном-Люком Тардье над пьесой "Кокто-Маре", которую поставил в 1983-м году в театре "Ателье" к двадцатой годовщине смерти Кокто. Он гастролировал с этим спектаклем в Бельгии, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, Канаде и Японии. Теперь Маре жил в скромном доме в Валлорис, который он называл "Внутренний двор". Он совсем оставил кино и занялся гончарным искусством, встретил настоящих друзей Джо и Нини Паскали. Он писал картины, занимался керамикой, скульптурой. В 95-м году он играет в "Отверженных" с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли и в 96-м в "Ускользающей красоте" Бернардо Бертолуччи с Лив Тайлер. Жан Маре умер 8 ноября 1998 года от сердечного приступа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий